ИСТОРИЯ РАЙОНА
ЧАСТЬ 1.3. ИСТОКИ.
ПРИСТАНЦИОННЫЙ ПОСЁЛОК
История поселка Безенчук началась в 70-е годы XIX века со строительства станции Самара-Златоустовской железнойПоказать ещё дороги. Свое необычное название станция получила от небольшой речки, протекающей в нескольких верстах к западу от нее.
К концу XIX века на станции был построен двухэтажный деревянный вокзал, на первом этаже которого размещались служебные помещения и зал ожидания, а второй этаж был отведен под комнаты для проживания станционных работников. К востоку от вокзала располагался грузовой пакгауз и жилые бараки железнодорожников, а к западу — небольшое паровозное депо и станционная водокачка, возле которой для забора воды была оборудована артезианская скважина, глубиной 38 сажен (81 м). Вода из этой скважины использовалась не только для железнодорожных нужд, но и поступала по водопроводу на спиртоочистительный завод, построенный рядом со станцией в 1894 году в рамках государственной винной монополии. Чуть позже на станции была открыта ведомственная амбулатория, при которой постоянно находился фельдшер, а врач приезжал один раз в неделю из волостного центра – села Екатериновки.
Постепенно при станции Безенчук стал формироваться поселок, начавшийся с нескольких ямщицких дворов, хозяева которых занимались перевозом зерна и соломы из отдаленных деревень на станцию. Пополняли население поселка и крестьяне, нанимавшиеся работать на железную дорогу.
Активная переселенческая политика царского правительства также способствовала появлению в окрестностях станции новых деревень и многочисленных хуторов, что в свою очередь повышало её значение как транспортного узла.
Революционные «Бури» 1917 года станцию Безенчук практически не затронули – советская власть здесь установились как-то незаметно и обыденно. Однако, лето 1918 года принесло на безенчукскую землю немало драматических событий. В мае 1918 года начался так называемый чехословацкий мятеж – вооруженная группировка чехословаков, в количестве около 8000 человек, с боями стала продвигаться вдоль железной дороги от Пензы в сторону Урала. Чехословакам пытались противостоять разрозненные советские отряды, сформированные, в основном, из ополченцев. Вечером 1-го июня чехословаки подошли к западной окраине станции Безенчук, где советские части заняли оборону. Бой продолжался более двух часов. Станцию обстреливали не только из стрелкового оружия, но и из 76-милимитровых пушек. Один из снарядов попал в станционную стрелку, серьезно повредив железнодорожный путь. В итоге чехословаки, при поддержке бронепоезда, все же прорвали линию советской обороны и заняли станцию. В Безенчуке они не задержались и проследовали к станции Иващенково (Чапаевск), вслед за отступающими советскими отрядами.
Однако, на этом боевые «будни» для безенчукцев не закончились – 5-го июня произошло еще одно столкновение, но уже к востоку от станции. В результате десятичасового противостояния чехословаки вновь одержали победу и опять заняли Безенчук. В этом бою погибло много людей с обеих сторон. Со слов старожилов, местные жители похоронили убитых ополченцев в братской могиле на старом безенчукском кладбище, ныне не существующем. После описанных событий станция Безенчук, как и вся Самарская губерния, находилась под властью «Самарской учредиловки» вплоть до октября 1918 года, когда ударами Красной армии «учредиловцы» были разгромлены и советская власть в губернии восстановлена.
Зимой 1923 года, по инициативе молодых железнодорожников, была организована первая комсомольская ячейка, состоявшая из шести человек.
Осенью 1928 года в Безенчуке завершилось строительство элеватора. К нему был проложен подъездной железнодорожный путь, по которому со станции подавались вагоны под погрузку зерна.
В 1929 году была организована Безенчукская МТС. На смену лошадям пришли десятки тракторов.
К началу 1930-х годов Безенчук вырос настолько, что уже никому и в голову не могло прийти назвать его пристанционным – тут уж скорее станция была при поселке.
В 1935 году создается Безенчукский район, а поселок Безенчук становится районным центром.
#Безенчукскийрайон #Архивныйотдел
#АрхивБезенчук #Историярайона
ЧАСТЬ 1.3. ИСТОКИ.
ПРИСТАНЦИОННЫЙ ПОСЁЛОК
История поселка Безенчук началась в 70-е годы XIX века со строительства станции Самара-Златоустовской железнойПоказать ещё дороги. Свое необычное название станция получила от небольшой речки, протекающей в нескольких верстах к западу от нее.
К концу XIX века на станции был построен двухэтажный деревянный вокзал, на первом этаже которого размещались служебные помещения и зал ожидания, а второй этаж был отведен под комнаты для проживания станционных работников. К востоку от вокзала располагался грузовой пакгауз и жилые бараки железнодорожников, а к западу — небольшое паровозное депо и станционная водокачка, возле которой для забора воды была оборудована артезианская скважина, глубиной 38 сажен (81 м). Вода из этой скважины использовалась не только для железнодорожных нужд, но и поступала по водопроводу на спиртоочистительный завод, построенный рядом со станцией в 1894 году в рамках государственной винной монополии. Чуть позже на станции была открыта ведомственная амбулатория, при которой постоянно находился фельдшер, а врач приезжал один раз в неделю из волостного центра – села Екатериновки.
Постепенно при станции Безенчук стал формироваться поселок, начавшийся с нескольких ямщицких дворов, хозяева которых занимались перевозом зерна и соломы из отдаленных деревень на станцию. Пополняли население поселка и крестьяне, нанимавшиеся работать на железную дорогу.
Активная переселенческая политика царского правительства также способствовала появлению в окрестностях станции новых деревень и многочисленных хуторов, что в свою очередь повышало её значение как транспортного узла.
Революционные «Бури» 1917 года станцию Безенчук практически не затронули – советская власть здесь установились как-то незаметно и обыденно. Однако, лето 1918 года принесло на безенчукскую землю немало драматических событий. В мае 1918 года начался так называемый чехословацкий мятеж – вооруженная группировка чехословаков, в количестве около 8000 человек, с боями стала продвигаться вдоль железной дороги от Пензы в сторону Урала. Чехословакам пытались противостоять разрозненные советские отряды, сформированные, в основном, из ополченцев. Вечером 1-го июня чехословаки подошли к западной окраине станции Безенчук, где советские части заняли оборону. Бой продолжался более двух часов. Станцию обстреливали не только из стрелкового оружия, но и из 76-милимитровых пушек. Один из снарядов попал в станционную стрелку, серьезно повредив железнодорожный путь. В итоге чехословаки, при поддержке бронепоезда, все же прорвали линию советской обороны и заняли станцию. В Безенчуке они не задержались и проследовали к станции Иващенково (Чапаевск), вслед за отступающими советскими отрядами.
Однако, на этом боевые «будни» для безенчукцев не закончились – 5-го июня произошло еще одно столкновение, но уже к востоку от станции. В результате десятичасового противостояния чехословаки вновь одержали победу и опять заняли Безенчук. В этом бою погибло много людей с обеих сторон. Со слов старожилов, местные жители похоронили убитых ополченцев в братской могиле на старом безенчукском кладбище, ныне не существующем. После описанных событий станция Безенчук, как и вся Самарская губерния, находилась под властью «Самарской учредиловки» вплоть до октября 1918 года, когда ударами Красной армии «учредиловцы» были разгромлены и советская власть в губернии восстановлена.
Зимой 1923 года, по инициативе молодых железнодорожников, была организована первая комсомольская ячейка, состоявшая из шести человек.
Осенью 1928 года в Безенчуке завершилось строительство элеватора. К нему был проложен подъездной железнодорожный путь, по которому со станции подавались вагоны под погрузку зерна.
В 1929 году была организована Безенчукская МТС. На смену лошадям пришли десятки тракторов.
К началу 1930-х годов Безенчук вырос настолько, что уже никому и в голову не могло прийти назвать его пристанционным – тут уж скорее станция была при поселке.
В 1935 году создается Безенчукский район, а поселок Безенчук становится районным центром.
#Безенчукскийрайон #Архивныйотдел
#АрхивБезенчук #Историярайона
1786